«Профессиональным взыскателям хотелось бы помочь родному государству»

Алексей Саватюгин, президент НАПКА рассказал о первом годе работы коллекторов в рамках профильного законодательства, о том, почему оно уже требует поправок и как на него отреагировали граждане.

Почему же процесс появления закона происходил так трудно и долго? Никак не могли согласовать вариант, устраивающий все стороны?

- Разумеется, взгляд рынка, не всегда аналогичен взгляду со стороны клиентов этого рынка или законодателей, которые действуют в большей степени в интересах потребителей, общества. Хотя, можно назвать это и популистскими интересами. Скажу так – закон долгое время не принимался, потому что все время было не до того. Потому что его принятие привлекло бы большое внимание. То есть, важно было не ошибиться, сбалансировать интересы всех сторон, чтобы не было перекоса ни в сторону заемщика (долги надо возвращать), ни кредитора (они должны вести себя корректно), ни посредника – коллектора. Это согласование баланса интересов заняло достаточно долгое время, пока в начале прошлого года, на заре политической эйфории, закон, наконец-то, был внесен.


- Вы работаете по этому закону почти год. Основные претензии к нему, что именно профессиональные участники хотели бы доработать?

- Есть пожелания именно участников рынка. Они понятны: хочется больше полномочий, больше возможностей. Ряд ограничений, предусмотренных в законе, явно избыточен. Например, всего один разрешенный звонок должнику в день. Некоторые ограничения не очень объяснимы. Например, для чего коллекторскому агентству нужен определенный минимальный собственный капитал, если оно не отвечает перед третьими лицами? Хотелось бы получить доступ к базам данных. Хотя бы такой, каким обладают кредиторы.

- Для «оперативно-розыскной» работы, назовем это так?

- Для поиска «правильного» должника. Около трети жалоб, из тысяч, поступающих в НАПКА ежемесячно, о том, что звонят не тому – телефон принадлежит не должнику, по этому адресу он не проживает и так далее. Как избавиться от подобных ошибок, если ты звонишь по телефону, который указан в кредитном договоре? Как проверить, кому именно он принадлежит? Неясно. Поэтому коллекторы и хотят получить доступ к некоторым базам.

Кроме того, извините за странные вещи, которые сейчас озвучу, профессиональным взыскателям хотелось бы помочь родному государству. Помочь во взыскании задолженности.

- Вы имеете в виду задолженность, например, по оплате услуг ЖКХ?

- Да. Ту задолженность граждан, которая ложится большой нагрузкой на плечи судебных приставов. Мы готовы были бы взять на себя работу по целому ряду долгов, но здесь требуются серьезные изменения в законодательстве и соблюдение баланса интересов в треугольнике государство-общество-рынок.

Помимо пожеланий участников рынка к доработке профильного законодательства, есть и вещи, которые просто очень слабо прописаны сегодня в законе. Непродуманные, двойственные формулировки, недостаточно четкие определения. Правоприменительная практика только вырабатывается. Еще очень мало судебных решений высших инстанций, которые бы определенные ее моменты прочно закрепили. Разные управления ФССП на местах по-разному трактуют одни и те же нормы закона.

- Год назад, когда только обсуждали  предстоящее вступление закона в силу, вы так же жаловались на его формулировки.

- И они до сих пор нуждаются в уточнении. Что такое звонок, что такое контакт? Как это определять? Сейчас существуют самые разные трактовки. Три секунды телефонного разговора – это достаточное время для того, чтобы считаться контактом с должником? Ты не успел ничего сказать, успел только выслушать, но, формально, звонок был.

                                                              
- НАПКА, наверняка, активно работает в этом направлении. Какие-то подвижки происходят?

- Надо сказать, что, на удивление, я должен признать конструктивное взаимодействие с нашим регулятором, с надзорным органом. Министерством юстиции и Федеральной службой судебных приставов. Не каждый рынок может похвастаться этим применительно к своему регулятору. Это не значит, что все наши пожелания выполняются – этого и не должно быть – но нас слышат. Я наблюдаю понимание регулятора по необходимости внесения изменений в законодательство. Не только в профильный – ФЗ-230 – но и в целый ряд смежных законов. Минюст уже готов обсуждать конкретные формулировки, поправки.


- НАПКА будет дальше работать над совершенствованием профильного законодательства, над повышением «качества обслуживания» сотрудниками коллекторских агентств. Какие еще вопросы предстоит решать в перспективе?

- Основной блок вопросов – это, конечно же, законодательство. Второй блок – это взаимодействие с Банком России, который является регулятором рынка кредиторов (банков и МФО), в части их самостоятельной работы над взысканием задолженности. Следующее направление – это совершенствование наших внутренних стандартов: Контрольного комитета, Кодекса этики и так далее. Эта работа на улучшение имиджа отрасли, на очищения от экстремальных, недопустимых практик. Это очень важно, поскольку компании, которые пришли на рынок всерьез и надолго, страдают от своих недобросовестных конкурентов. Наконец, это аналитическая работа. Сейчас нет никаких официальных данных по рынку – только экспертные оценки. Мы должны дать внятную карту рынка.

Источник: http://tass.ru
Похожие материалы